«Не мог пойти на сделку с совестью». Наш теннисист скандально снялся с топ-турнира

Иностранные журналисты тут же набросились на Александра.
news

Сегодня почти ни один международный турнир не обходится без политических высказываний — будь то баннеры на трибунах или различные жесты самих спортсменов. Впрочем, подобное было всегда, и удивляться тут нечему. Ещё в 60-х годах прошлого века разгорелся скандал вокруг поступка советского теннисиста Александра Метревели, который неожиданно отказался выступать на Уимблдоне.

Чем известному спортсмену не угодил соперник?

Массовый протест

В 1964 году Метревели ещё не был звездой международного уровня, но в Советском Союзе его знали очень хорошо. Главные успехи уроженца Тбилиси придут к нему лишь в 70-х, однако мир заговорил о парне из СССР гораздо раньше. Причиной стало неожиданное решение спортсмена сняться с Уимблдона, выразив таким образом политический протест. Метревели, как утверждал он сам, не хотел выступать против соперника из ЮАР — страны, которой управляли сторонники апартеида или, проще говоря, расисты.

Метревели должен был встретиться с южноафриканцем Эйбом Сегалом в третьем круге травяного турнира в Англии. Сам Александр утверждал: он принял решение самостоятельно. Хотя мало кто верил в это, тем более что играть против Сегала впоследствии отказался и представитель Венгрии — тот напрямую заявил, что получил указание сверху.

Метревели на Уимблдоне, гетти.webp
Источник фото: Getty Images

+300% БОНУС НА ДЕПОЗИТ

Реклама 18+

На том же турнире играть против южноафриканских соперников отказались наши парники. Примеру Метревели последовали Анна Дмитриева и Сергей Лихачёв, также присоединились к протесту теннисисты из других стран социалистического лагеря: Венгрии, Чехословакии, Югославии.

«Кого обидела пощёчина расистам?»

В западной прессе ситуацию подавали весьма однобоко. Мол, СССР всего пять лет в мировом теннисе, а уже создаёт проблемы. Доходило до угроз отстранения страны — в частности официальные представители Уимблдона делали заявления в духе: «Если Советы продолжат в том же духе, в следующий раз на соревнования мы их просто не пустим». Издания, которые в Советском Союзе принято было называть «буржуазными», одно за другим публиковали гневные статьи в адрес Метревели и других спортсменов.

Нашлись, впрочем, и те, кто решил вникнуть в суть проблемы. Некоторые отмечали, что смешал политику со спортом вовсе не СССР, а как раз ЮАР, в которой правительство по цвету кожи решает, кто может заниматься спортом, а кто нет. На стороне Метревели выступили, разумеется, и коммунистические западные издания — такие, как английская «Дэйли Уоркер».

Митинг_против_апартеида,_21_06_1976,_гетти.webp
Источник фото: Getty Images

В самом Союзе очень уж активно историю не освещали, хотя газета «Советский спорт» посвятила произошедшему материал. В редакционной колонке, озаглавленной «Кого обидела пощёчина расистам?», обличалось лицемерие западных журналистов, выступающих на стороне южноафриканского расистского режима. Вот некоторые выдержки из того текста:

Могли ли советские спортсмены, воспитанные в духе дружбы народов, встречаться с представителями расистского государства, основанного на попрании достоинства человека? Нет, не могли, и они отказались от состязаний с юаровцами Так сделал Александр Метревели, так поступили Анна Дмитриева и Сергей Лихачёв.

Победив в трёх турах неофициального чемпионата мира, Метревели вошёл в число 16 лучших игроков Уимблдона. У него были большие шансы попасть в четвертьфинальный тур, чего ещё ни разу не удавалось сделать советским теннисистам. «Он сам себе всё испортил», — писали газеты. Но Метревели не мог пойти на сделку с совестью, и советские спортсмены одобряют его поступок.

Две диаметрально противоположные реакции вызвали действия советских теннисистов: злобу у тех, кто цепляется за милые их сердцу колониальные порядки; одобрение и поддержку у всех тех, кто борется за права человека.

На стороне выступавших против ЮАР также была позиция Международного олимпийского комитета (МОК). В том же 1964 году организация отстранила южноафриканцев от участия в стартах под своей эгидой. Дисквалификация страны продолжалась до 1988 года.

Заглавное фото: Getty Images / РИА Новости